ENG 
Set language:

«Развитие судостроения для гражданского флота: преимущества сотрудничества и проблемы взаимодействия российских и иностранных компаний».

Развитию гражданского судостроение уделено уже немало времени, подготовлены и внедряются ряд  Государственных и национальных Программ и Стратегий развития Российского судостроения.

В рамках своего выступления я буду говорить только о тех моментах и направлениях, которые развивает наша Группа компаний.

Проблемы Российского судостроения на данный момент можно разделить на пять основных частей:

  1. Судостроительная отрасль России в Советский период была ориентирована на военный флот, а гражданский строился в Украине и в странах соцлагеря.
  2. Спад 90-х годов создал колоссальное отставание отрасли от мировых лидеров как в объемах производства,  так и в технологическом оснащении предприятий (в том числе, предприятий, обеспечивающих судостроение оборудованием и оснащением).
  3. Низкий уровень финансирования науки и новых технологий в судостроении.
  4. Фактическое отсутствие новых молодых и квалифицированных специалистов на производствах.
  5. Ну, и главная проблема обсуждения сегодня – фактический износ построенного еще в советский период флота при огромной потребности экономики в новых судах.  Флот нужен сегодня, а модернизация и переоснащение заводов занимает годы. Как решать задачу?

Судовладельцы решают ее по-разному – от капитального ремонта и продления жизни старого судна (но это лишь отсрочка, а не решение проблемы), до строительства судов за границей. И то, что Заказчик уходит за рубеж не всегда вина или каприз заказчика. Большой сегмент типов судов в России никогда не строился, или именно сейчас не может быть построен.

Мы видим решение в следующем.

Государство сейчас принимает ряд законов, облегчающих работу заводов и улучшающих их конкурентные возможности. Отлично! Именно это и нужно использовать.

Несколько лет назад мы с Партнерами приняли главное решение – использовать лучшие возможности каждой из сторон и использовать их для совместной эффективной работы на общих рынках. В этом году мы создаем несколько совместных предприятий – судостроительную верфь и инжиниринговую компанию в РФ с участие капиталов Партнеров, а они передают нам долю в своих компаниях. Таким образом, мы получаем консорциум, позволяющий использовать преимущества всех участников, как технологические и финансовые, так и территориальные, для эффективной работы на рынке.

Что это дает экономике и конечному потребителю?

  1. Создаем новые рабочие места
  2. Организуя эффективное сотрудничество с другими участниками проектов (российские верфи и КБ) при производстве и проектировании мы оставляем до 50% стоимости контракта в РФ, на первом этапе. Так же, наши партнеры будут размещать на наших предприятиях проекты и контракты для своих рынков – это еще до 50% от стоимости контрактов.
  3. Для организации эффективной работы компаний необходимо привлекать и проводить обучение персонала, что влечет за собой постепенное перетекание технологий, навыков и знаний в РФ.
  4. Рынок России очень привлекателен для западных компаний. Совместная деятельность создаст прочные и долгосрочные связи, которые будут только усиливать тенденции к слиянию и смещению производств в РФ.
  5. Имея долю в предприятиях Партнеров, мы получаем свободный доступ к рынку заказов зарубежных стран.

Основные направления нашей деятельности:

  • Проектирование, инжиниринг и дизайн различных типов судов речного, смешанного и морского классов.
  • Проектирование и строительство маломерного скоростного флота (пассажирские суда, патрульные катера) из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Сегодня это огромная ниша, не закрытая ни проектами, ни производством.
  • Проектирование и строительство вспомогательного и специализированного флота для обслуживания и обеспечения морских платформ
  • Проектирование и строительство аварийно-спасательных судов
  • Проектирование и строительство танкерного флота класса река/море. (Сегодня мы разработали для Российского рынка два новых современных проекта - 4600/6800 DWT и 4800/7000 DWT)
На двух следующих направлениях я остановлюсь подробнее:
  • Проектирование и строительство рыболовных судов всех типов
  • Проектирование и строительство пассажирских и грузопассажирских судов океанического класса

На некоторых пунктах я остановлюсь подробнее.

Рыболовный флот. По отчету Росрыболовства к началу 2010 года рыболовных судов мощностью более 55 кВт в стране насчитывалось:

добывающих судов - 2067 ед.;

обрабатывающих судов - 23 ед.;

транспортных рефрижераторных и приёмно-транспортных судов - 269 ед.;   

судов федерального подчинения (научно-исследовательские, аварийно-спасательные, учебные и рыбоохранные суда) - 60 ед.;

вспомогательных судов - 1008 ед..

С 2003 года количественный состав судов рыбопромыслового флота основных типов уменьшился до 666 ед. В настоящее время количество флота составляет - 2419 ед., из них:

Старше 20 лет – 2492 судов, в возрасте от 10 до 20 лет – 775 судов и  160 судов - до 10 лет.

За  последние 2 года пополнение составило  68 судов. Из них –  два "новостроя". Списано на слом – 252 единицы флота

90 % судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60 - 80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. Технико-эксплуатационные характеристики остались на уровне последней четверти прошлого века. Из-за этого Россия стремительно теряет объемы вылова по квотам. Сейчас эти потери оцениваются в 626 тыс. тонн к 2013 году и в 2.4 млн. тонн к 2017 году, а потери составят 4 млрд. рублей и 16,5 млрд. рублей соответственно.

Сейчас мы готовим предложение рынку. Мы решили разработать серию из порядка 10 - 20 типовых базовых проектов рыболовных судов, от маленьких траулеров до больших перерабатывающих фабрик, которые можно будет поставить на стапеля и строить большими сериями или, внося некоторые изменения в типовой проект, строить суда по требованиям конкретного заказчика. Будем очень рады в этом направлении организовать сотрудничество со всеми заинтересованными Заказчиками, КБ и судостроителями. Думаю, что мы можем создать высокоэффективное взаимодействие, если вовлечем в этот проект самые лучшие и эффективные элементы каждого участника – от инженерных и технологических возможностей до создания финансовых инструментов для Заказчика.

Считаю, что проекты должны быть максимально просты, эффективны в эксплуатации и дешевы в производстве. Заказчик сам выберет себе уровень сложности и стоимости оборудования.

Еще один сегмент гражданских судов – круизные лайнеры и грузопассажирские паромы.

Результатом нашей работы в направлении разработки проектов пассажирских судов стало появление нескольких крупных проектов.

 

Как известно, туризм в целом и особенно морской туризм дает мощный импульс экономического развития региона и страны в целом. Однако на примере Египта и Туниса видно, что возникновение каких-либо обстоятельств, препятствующих въезду иностранных туристов в страну, рождает коллапс туристической отрасли экономики страны.

В свое время Египет сделал огромную ошибку, разрешив инвестировать только в строительство гостиничного бизнеса, забыв о развитии морской круизной инфраструктуры туризма.

Россия столкнулась с другой проблемой – в свое время Правительство РФ пустило на самотек развитие туризма – в стране стал практиковаться самый примитивный вид туризма – выездной, с посещением зарубежных стран. Оно и понятно, людям хотелось посмотреть на экзотику типа Таиланда или Багамских островов, тут кстати, вовремя «подсуетились» власти Турции и Египта и - на берегах Средиземного и Красного морей возникла в короткое время первоклассная индустрия сравнительно дешевого отдыха.

О развитии морского круизного туризма в России практически никто не задумывался.

Хотя стоило бы. Развитие морского круизного туризма позволило бы, - и деньги в стране сохранить и на эти деньги создавать огромное количество рабочих мест.

Морской круизный бизнес – это не только развитие судостроительной промышленности, но и многих других направлений бизнеса - пищевого, увеселительного, развитие кустарных ремесел, подготовка кадров и многое другое. Также это и повышение престижа державы, которая именует себя великой морской.

Но в то же время, морскому круизному бизнесу уже десятки лет, и выходить неподготовленными и тягаться с мировыми монстрами в этой индустрии будет крайне сложно и неэффективно. Мы оценили ситуацию и направили свой фокус именно на Российский внутренний рынок, который абсолютно свободен, а на который активно претендуют западные компании. По заграничным морских круизам Западная туриндустрия уже фактически монополизировала Российский выездной бизнес

Идеология проста – строить Суда под российским флагом и с полностью российским экипажем. Совместить комфортный отдых на лайнере за доступные деньги с приятным переездом в другой город или регион. Судно спроектировано в размер, который примет практически любой Российский морской порт. Путешествие не требует наличия загранпаспорта и имеет все шансы на получение своего внутреннего клиента.  Этот проект решает сразу ряд задач – развитие внутреннего туризма, пассажирские перевозки, и защита российского внутреннего рынка от экспансии западной туриндустрии. Нами разрабатываются два проекта – Круизный Лайнер пассажировместимостью 550 человек Класса Люкс, и Круизный Лайнер  на 900 человек Класса Стандарт.

В последние годы активно растет туризм экзотический. Так, на суда, которые проводят круизы по ледовым широтам Арктики и Антарктики, билеты раскупаются на годы вперед. И существует дефицит круизных судов такого класса. Сейчас организаторы таких круизов ищут старые суда ледового класса под реконструкцию в лайнеры.    Мы разработали свой собственный проект Экспедиционного Круизного судна ледового классса на 350 пассажиров, несущий два вертолета и туристическую подводную лодку и много чего еще. Мы считаем, что проект будет востребован и другими заказчиками.

Сегодня ежегодно туристы вывозят из страны более 2 миллиардов долларов. Пора им возвращаться на Родину.

Второй очень важный для Российской экономики проект Скоростной Грузопассажирский Паром ледового класса. Еще одна возможность закрыть внутренние линии Российской компанией, судном под Российским флагом и с полностью русской командой.

Этот проект родился весной после анализа рынка пассажирских перевозок ветки Калининград – Санкт Петербург. Сейчас жителям Калининградской области, чтобы попасть на большую землю нужно пройти массу сложностей – границы, загранпаспорта, очереди, проблемы, время и т.д. Поезд, самолет – это далеко не всегда решение вопроса с перемещением. В области находится и много различных производств, и грузы требуют быстрой доставки. Сколько времени и денег уходит на все таможенные процедуры?

За исключением границ, такая же ситуация и на Дальнем Востоке. Расстояния между основными городами и островами региона до 1000 миль, и до некоторых мест добраться с материка можно только самолетом. Взять самый большие города Дальнего Востока: Владивосток – Южно-Сахалинск 1000 км, Южно-Сахалинск – Петропавловск-Камчатский 1400 км, Петропавловск – Магадан 1000 км, Магадан – Южно-Сахалинск 1500 км.

Владивосток в следующем году принимает Саммит АТЭС и город планируется сделать региональным центром науки и производства. А как можно это сделать, если  люди не могут добраться из одного места в другое? И туда нужно не 2 парома, как на Балтику, а 4 – 5.

Совместно с Заказчиком мы провели анализ и сделали предварительные расчеты экономической эффективности проекта. Результат был превосходным. Даже при навигации в течение 9-10 месяцев и загрузке в 70% в году судно окупит себя менее чем через 8 лет.

В итоге проект получился фактически уникальным. (Концептуальных варианта Проектов - три, в зависимости от региона эксплуатации). Все места на пароме спальные, имеется множество зон отдыха и развлечения. 4000 метров грузовых линий для транспорта на двух палубах (200 грузовиков и 400 автомобилей). При скорости в 30 узлов паром будет доходить Калининград - Питер за 18 часов, 6 часов перегрузка и 18 часов обратно. Такая скорость обеспечивает парому регулярность через сутки отправление из каждого конечного пункта.

Пакеты предложений, которые предлагаются пассажирам, тоже очень выгодны: 4-х местная каюта + автомобиль будет стоить дешевле на каждого пассажира, чем билет на поезда или самолет при несравненном комфорте и удобстве.

Строить эти проекты изъявили желание многие европейские верфи, но не многие могут.  Для реализации этих проектов мы с радостью готовы сотрудничать с Российскими верфями (ОСК), если им позволяют загрузка и возможности. Мы считаем, что использовать Российские финансовые инструменты (лизинг, кредиты на строительство) мы должны по максимуму. И, благо, они уже созданы. Не могу сказать об эффективности их работы, так как пока еще существенная часть Заказчиков заинтересована в привлечении зарубежных дешевых денег. И это объяснимо, Заказчик всегда прав!

Через некоторое время эти проекты будут предложены на тендер, приглашаем принять участие. Сейчас предварительное согласие высказали несколько Итальянских и Испанских верфей.

Итак, мы видим, возможностей достаточно, и нужно их сейчас реализовывать, благо для этого все пока есть. Нужно приложить огромное желание, труд и настойчивость.

X


Перейти...